|
|
|||
|
||||
Фурсов А.И. (2015.02.27) — Опричнина (школа аналитики А. Фурсова)0
добавлен 03.04.15 16:31
Опричнина — ключевое событие русской истории последних пяти веков. Именно она заложила фундамент той уникальной формы власти — автосубъектной, — которая мутировала, слабела, возрождалась, менялась и почти при каждой серьёзной смене не только оставалась самою собой, но и приобретала всё более чистую, свободную от собственности и «классовых привесков» (В.В.Крылов) форму — la plus ça change, la plus c’est la même chose («чем больше меняется, тем больше остается собой»).
Более того, опричнина стала не только фундаментом, но одновременно и эмбрионом этой власти, которой суждено было развиваться по схеме «преемственность через разрыв». Наконец, опричнина подарила русской истории один из её главных (неглавных больше) принципов — опричный, который, отрицая княжебоярский принцип, оттолкнувшись от него, породил принцип самодержавный и таким образом оформил и, если угодно, замкнул триаду, придав обоим принципам самостоятельный характер и заставив их жить собственной жизнью. И в этой собственной жизни каждого принципа именно опричный связывает самодержавно-национальный («народный») и олигархический (княжебоярский) принципы и в известном смысле снимает (в гегелевском, диалектическом, смысле) противоречия между ними. Опричнина, как и её создатель Иван Грозный, — оболганное явление нашей истории, порой сознательно, порой от непонимания. Оболганное как большими мастерами науки и литературы (например, на первых страницах замечательного романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» мы сталкиваемся с некими мерзавцами, коими оказываются опричники. Конечно же, среди опричников, как в любой «чрезвычайке», хватало «биологических подонков человечества» (И.Солоневич), но суть-то явления ускользнула от «второго Толстого». Как ускользнула она и от мелкой шантрапы от тех же науки и литературы, а теперь ещё и кино (достаточно вспомнить фильм «Царь»). В докладе я хочу остановиться на нескольких вопросах: 1) опричнина как историческое явление, его корни — они столь же необычны, как сама опричнина; 2). фактическая сторона дела — очень кратко, основные вехи; 3) суть опричнины, её причины, последствия — кратко-, средне- и долгосрочные; 4) опричный принцип русской истории в противовес олигархическому и самодержавному, с одной стороны, и институциональному, с другой; 5) реализация опричного принципа в русской истории; 6) «грозненские» (Иван IV, Сталин) и «питерская» (Пётр I) версии опричнины; 7) нужна ли и возможна ли в России сегодня (или завтра) новая опричнина (неоопричнина) или, точнее, нужно ли и возможно ли возвращение опричного принципа в той или иной форме, и если да, то какова может быть цена. ссылка
Скачать mp3-файл (79.1 Мб, 64 kbps)
обращений: 441
|
|
|